113
РЕЛИГИЯ НА КОЛЕНЯХ
МНИМАЯ ПОБЕДА АТЕИЗМА
В Советском Союзе официально существовала сво-
бода вероисповедания, однако коммунистическая
идеология подчёркивала, что только атеистическая
пропаганда обеспечивает «свободный выбор между
религией и атеизмом». режим создавал условия,
которые публичным проявлениям религии угрожа-
ли медленным истреблением.
Официальная нетерпимость к религиозным про-
явлениям была всеобщей. Религиозные праздники и
ритуалы заменяли современными. Крещение замени-
ли праздниками «присвоения имени», а причастие —
«праздниками совершеннолетия». Организовывали
«комсомольские свадьбы», и на современный лад отме-
чали родительские субботы. В школах изучали атеизм.
Церковь не имела права посвящать в религию детей и
молодёжь до 18–ти лет. Комсомольцам и членам партии
запрещалось присоединяться к приходам. Верующие,
которые свидетельствовали о своей вере, подвергались
дискриминации. Таким образом со временем в при-
ходах остались главным образом верующие старшего
возраста. Они не были в состоянии содержать церкви и
уплачивать налоги. В шестидесятых годах у приходов
забрали и для светских целей стали использовать мно-
гие храмы — Рижский Домский собор, Православный
храм, Реформаторскую церковь и др.
Образование священников стало почти невозмож-
ным. Поэтому уменьшилось количество священников,
а для верующих — возможность получить духовный
уход и утешение. Активных священников надзирал
КГБ и старался завербовать в качестве осведомителей.
Настоящее религиозное единство могло существовать
только в сильных приходах, где не боялись публичного
осуждения и репрессий.
Однако и в этих условиях религия не потеряла свое
значение, а для многих верующих стала составной
частью личной и семейной жизни.
Православный собор без позолоченных крестов в Риге
использовали как планетарий.
Латвия Сегодня.
СССР И ИЗРАИЛЬ
Антисемитская политика коммунистического режима
возобновилась после войны между арабами и Израилем в
s1967 году. Активисты еврейских правозащитников в
Советском Союзе боролись за право выезда в Израиль.
Они выступали также против ограничений выезда и
против военной оккупации Чехословакии в 1968 году.
В апреле 1969 года студент Илья Рипс совершил попыт-
ку самосожжения возле Памятника Свободы. В Риге
начали подпольно издавать еврейский журнал. Выезду
способствовало давление со стороны Западных госу-
дарств, особенно США. Латвия стала своеобразным
транзитным местом, и до 1989 года из Латвии выеха-
ло около 16 000 евреев. Желающим выехать нередко
приходилось испытать политические и материальные
репрессии.
РЕПРЕССИИ ПРОТИВ СВЯЩЕННИКОВ
Контроль над церковью и репрессии против священни-
ков не прекращались и в период «оттепели». В 1958 году
на два года осудили и заключили в лагере Мордовской
АССР католического священника Юлиана Вайвода, кото-
рый впоследствии стал кардиналом Латвии. Его обвини-
ли в антисоветской деятельности, утверждая, что в своих
сочинениях он отвергал учение марксизма–ленинизма и
клеветал на советскую действительность.
Католический
священник
Юлианс Ваиводс
(в последствии —
кардинал) в
заключении.
МО.
Комментариев нет:
Отправить комментарий