понедельник, 1 июня 2020 г.

БЫЛ ЛИ ГЕНОЦИД ПРОТИВ ЛАТЫШЕЙ?


Page 86
background image

86

БЫЛ ЛИ ГЕНОЦИД ПРОТИВ ЛАТЫШЕЙ?

Справка Эммы 

Мелгайле (род. 

в 1920 году) о 

реабилитации — 

она по приказу 

НКВД в 1940 году 

подвергалась 

политическим 

репрессиям «как 

лицо латышской 

национальности». 

Выдана в России в 

1993 году. 

Списки латышей 
(1929–1938): Документы, 
факты, свидетельства.
 
Сост. А. Аунс–Уралиетис, 
без указания года и 
места издания.

Многое  зависит  от  дефиниции.  Узкая  трактовка  понятия 

геноцида  включает  только  физическое  уничтожение  какой–

либо  национальной  или  этнической  группы.  По  этой  дефи-

ниции  холокост  был  геноцидом,  ибо  «окончательное  реше-

ние» Гитлера предусматривало полную ликвидацию евреев. 

Можно  ли  это  понятие  распространить  и  на  латышей  во 

время советской власти? Ответ: условно. Сталинский террор 

1937/1938  года  был  обращён  против  латышей  как  народа,  и 

осуществлялся  физическим  уничтожением  большей  части 

взрослых мужчин и ликвидацией всех латышских организа-

ций.  Латышей  обвиняли  «в  шпионаже,  диверсиях  и  в  анти-

советской  националистической  деятельности».  В  списках 

арестованных  и  уничтоженных  имеется  длинный  перечень 

лиц  латышской  национальности,  включая  перебежчиков  из 

Латвии и руководителей латышских организаций.

Советская  политика  в  период  оккупации  Латвии  была  в 

своих  публичных  проявлениях  схожа  с  политикой  во  всем 

Советском Союзе. В своем основании она была «классовая» 

и направленная против т. н. «буржуазии», в частности — про-

тив  «националистической  буржуазии».  Для  порабощённых 

народов эта политика включала преследование национальной 

элиты и массовые высылки населения с родных мест в отда-

лённые, неблагоприятные для выживания районы Советского 

Союза.  Высланных  заменяло  организованное  переселение 

населения из других республик СССР, что уменьшало плот-

ность коренного населения на своей земле, т.е. происходила 

своего рода колонизация. В конечном результате должен был 

появиться  новый  тип  человека  —  русскоговорящий,  поте-

рявший  свои  корни  и  культурно  однообразный  «советский 

человек». Эта политика и практика косвенно, но эффективно 

угрожала  физическому  и  национальному  выживанию  латы-

шей на своей родине.

Употребляя более широкую трактовку понятия геноцида, 

которая определена во 2–й статье «Конвенции по устранению 

и  осуждению  преступлений  геноцида»  ООН  от  9  декабря 

1948  года,  советскую  политику  и  практику  в  Латвии  воз-

можно  оценивать  как  геноцид:  «В  этой  конвенции  геноцид 

означает  любое  из  следующих  действий,  которые  осущест-

влялись с целью полностью или частично уничтожить нацио-

нальную, этническую, расовую или религиозную группу как 

таковую: а) уничтожая ближних группы; б) нанося ближним 

группы тяжкие телесные или духовные увечья; в) сознатель-

но  навязывая  группе  условия  жизни  с  расчётом  на  полное 

или  частичное  уничтожение  группы;  г)  определяя  условия, 

целью которых является затормозить рождаемость в группе.» 

Однако и эта дефиниция только расширяет различные спосо-

бы физического уничтожения. Она не предполагает возмож-

ность уничтожения какой–то национальной, этнической или 

религиозной группы «как таковой», уничтожая культурные и 

общественные особенности, которые существенно отличают 

её от других групп. Советская политика и практика угрожала 

латышской нации обеими видами уничтожения. Вначале при 

помощи грубой силы, а позже — применяя методы совъети-

зации и русификации. 

КОЛЛЕКТИВНЫЙ НЕУРОЖАЙ:

МАССОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КОЛХОЗОВ

Массовая мартовская депортация 1949 года напуга-

ла оставшихся сельских жителей. Незамедлительно 

началось  массовое  образование  колхозов,  которые 

очень  скоро  привели  сельское  хозяйство  Латвии  к 

рубежу банкрота. Новая система оказалась неспособ-

ной обеспечить эффективное производство.

В  Латвии,  несмотря  на  пропаганду  и  льготы,  до 

начала  1949  года  в  колхозы  вступили  неполных  2% 

крестьянских хозяйств. За две недели после депортации 

25 марта образовалось 1740 новых колхозов, и коллек-

тивизация была полностью завершена в 1951 году. Было 

коллективизировано  более  90%  хуторов.  Колхозными 

уставами  служили  принятые  в  СССР  показательные 

уставы 1930 года.

В  колхозах  и  на  машино–тракторных  станциях 

(МТС)  были  созданы  первичные  партийные  органи-

зации  и  особые  отделы  политического  образования. 

Ввели  существующую  в  СССР  систему  премирования 

Птицеферма 

колхоза 

«Виениба» в 

жилом доме 

бывшего 

хозяйства 

«Тирели» 

Звардской 

волости в 

1953–1955 годах. 

Основу колхоза 

составляли 

здания, скот 

и рабочий 

инвентарь 

высланных 

жителей. 

МО.

Page 87
background image

87

«УДИВЛЕНИЕ» КОММУНИСТИЧЕСКОЙ 

ПАРТИИ

Заместитель председателя Совета Министров Латвийской 

ССР Карлис Озолиньш наивно, или в высшей мере цинич-

но, на пленуме Центрального комитета Коммунистической 

партии Латвии в 1949 году констатировал: «Этой весной 

около 4000 колхозов примут участие в весеннем севе, в 

то время, как в прошлом году их было 189. Мог ли кто–то 

предлолагать, что в этом году будут четыре тысячи кол-

хозов?  Мне  кажется,  что  нет.»  То  же  самое  сообщала  и 

торжествовала  контролируемая  коммунистами  печать, 

ни словом не упоминая о депортации 25 марта.

«ударников»  сельского  хозяйства,  однако  надеж-

ды  на  успех  не  оправдались.  Министерство  Сельско-

хозйственного снабжения Латвийской ССР в 1953 году 

вынуждено  было  признать,  что  «в  последние  три  года 

из колхозов ушли 56 000 человек. […] Ушли, убегая от 

отсталости  и  низкой  зарплаты.»  Производительность 

села продолжала снижаться точно так же, как во всём 

Советском Союзе — сельское хозяйство не смогло обе-

ХРАНИТЕЛИ ДУХА СВОБОДЫ:

НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ

Жители Латвии не только с оружием в руках продол-

жали сопротивляться коммунистической идеологии 

и оккупационному режиму, проявляя свою принад-

лежность Латвийсскому государству и европейской 

культуре.  Видов  проявления  ненасильственного 

сопротивления  ограничивал  только  человеческий 

вымысел.

Проявления ненасильственного сопротивления были 

различными. Более активные люди, включая учащуюся 

молодёжь, поддерживали партизан, создавали нелегаль-

ные  организации,  распространяли  листовки,  тексты 

Западных  радиопередач  и  нелегально  изготовленные 

бюллетени, а также срывали советские флаги и портре-

ты Сталина. В народе циркулировало несчётное количе-

ство сатирических песен, пародий и анекдотов. Многие, 

в  свою  очередь,  скрытно  развивали  свою  духовную 

Указатель 

колхозов. 

10 лет Советской 
Латвии.
 
Ред. В. Калпиньш, 
Ц. Палкавниеце. 
Рига, 1950.

спечить народ продовольственной продукцией. Большая 

часть  сельскохозяйственной  продукции  Латвии  была 

предусмотрена для обеспечения Ленинграда и Москвы.

ЖУРНАЛ ШКОЛЬНИКОВ «КОКЛЕ»

В  хранилищах  музея 

Оккупации 

находятся 

четыре  рукописных  номе-

ра  журнала 

Kokle,  выпу-

щенных  во  второй  поло-

вине 1945 и в начале 1946 

года. Их издавали старше-

классники  Алуксненской 

средней  школы.  Статьи 

написаны  в  духе  нацио-

нального  романтизма  и 

осуждают  оккупацион-

ную власть. «ЧК» раскрыл 

группу,  и  в  октябре  1946 

году пять девушек и семе-

рых  юношей  «за  измену 

родине  и  агитацию»  при-

говорили  к  десяти  годам  строгого  режима  в  исправи-

тельных лагерях.

«ФРАНЦУЗСКАЯ ГРУППА»

Такой  группы  не  было. 

Якобы  конспиративноой 

«группой»  её  назвали  на 

показательном  процессе 

для  запугивания  населе-

ния. Судили 13 латышских 

художников и поэтов, кото-

рые в послевоенный период 

неофициально  всречались, 

чтобы  обсудить  проблемы 

литературы  и  искусства. 

«ЧК»  арестовал  их  в  1951 

году. Но аресту подвергались не все, кто чаще или реже 

участвовали  в  собраниях.  Их  арестовали  и  осудили  за 

контрреволюционную агитацию, пропаганду и участие в 

контрреволюционной организации.»

Главным  «вещественным  доказательством»  служи-

ла  запрещённая  книга  французского  социалиста  Андре 

Жида 

Возвращение  из  СССР,  в  которой  критикуется 

советский строй. 

Переводчица Иева Ласе задала вопрос, почему репрес-

сии не следовали сразу после войны. Ведь те самые люди 

и тогда встречались, обменивались книгами, изданными 

в период независимости, и т.п. На это следователь майор 

Смирнов  ответил:  «Тогда  вы  не  представляли  для  нас 

опасности.  Сейчас  всё  иначе:  вы  являетесь  интеллиген-

цией,  у  вас  большое  влияние  в  среде  молодёжи,  и  это 

опасно.»

Осужденных  приговорили  к  срокам  от  7  до  10  лет. 

Выдающийся  художник  Куртс  Фридрихсонс,  которого 

как «организатора группы» осудили на 25 лет, провёл в 

тюрьмах СССР 7 лет. Его и других осужденных амнисти-

ровали после смерти Сталина. Почти 1500 его малофор-

матных  Сибирских  работ,  главным  образом  акварелей, 

находятся в фондах музея Оккупации. 

Куртс Фридрихсонс в 

заключении. 

МО.

жизнь, чтобы устоять перед угнетающей однообразной 

пропаганде коммунистической идеологии.

«ЧК»,  при  помощи  широкой  сети  осведомителей, 

выслеживала и арестовывала не только активных участ-

ников, но и каждого, кого нечаянно изобличили в совер-

шении чего–то неразрешённого.

MO.


Популярные сообщения

​​​​​​

Комментариев нет: