понедельник, 1 июня 2020 г.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ И НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО БАЛТИЙЦЕВ В ИЗГНАНИИ


Page 117
background image

117

Почтовая открытка, 

выражающая протест 

против угнетения 

государств Балтии на 

конференции Безопасности 

и Сотрудничества в Европе в 

1980 году. 

МО.

Научный журнал 

Объединения содействия 

Балтийских Студий (ААBS) 

выходит четыре раза в году. 

МО.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ И НАУЧНОЕ 

СОТРУДНИЧЕСТВО БАЛТИЙЦЕВ 

В ИЗГНАНИИ

тике,  литературе,  фольклоре,  языках  и  других  родственных 

темах. Деятельность AABS не осталась не замеченной в окку-

пированной  Латвии.  Опубликованные  на  Западе  научные 

статьи осуждались как «ненаучные».

Особо  тесное  сотрудничество  между  балтийцами  в  эмигра-

ции  образовалось  в  области  политики  и  науки.  В  период  с 

1967 по 1969 год балтийцы в эмиграции, хоть и безуспешно, 

выступили  против  решения  правительства  Великобритании 

использовать депонированное в их банках золото Балтийских 

государств  для  покрытия  взаимных  долгов  с  СССР.  Зато 

при  помощи  акции  протеста  балтийцев  удалось  повлиять 

на правительство Австралии и отменить решение 1974 года, 

которое  признавало  включение  Балтийских  государств  в 

состав СССР. Организация 

Baltic Appeal to the United Nations 

(ВАТUN)  систематически  доставляла  информацию  членам 

ООН о положении в Балтийских государствах и о стремлении 

народов Балтии к свободе. Балтийские организации в эмигра-

ции вступали также за независимость Балтийских государств 

на Хельсинкской конференции по Безопасности и сотрудни-

честву в Европе в 1975 году и позже.

По инициативе латышских, литовских и эстонских учёных 

в 1969 году начала работу организация всемирного масштаба 

Associaton for the Advancement for Baltic Studies (AABS). Она 

и  сейчас  организует  международные  научные  конференции 

и издаёт научный журнал 

Journal of Baltic Studies, книги на 

английском и немецком языках о Балтийской истории, поли-

Мартовский номер 1960 года газеты Дзимтенес Балсс.

КТО КОГО?

СОВЕТСКОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ 

ЛАТЫШАМ В ЭМИГРАЦИИ

оккупационная  власть  в  Латвии  сознавала,  что 

латыши  в  эмиграции  были  и  остаются  значитель-

ными её противниками. режим стремился довести до 

конца колонизацию Латвии и сделать её легитимной 

в глазах мировой общественности. Поэтому он всеми 

силами старался компрометировать латышей в эми-

грации  и  обезвредить  проявления  их  активности  в 

Латвии и за рубежом.

В  шестидесятых  годах  началась  кампания  с  целью 

приравнять  национальные  стремления  к  нацист-

ской  идеологии,  насилию  и  преступлениям,  включая 

холокост.  Это  имело  прямую  связь  с  борьбой  про-

тив «буржуазного национализма» в Латвии. Кампания 

началась  в  стиле  советских  показательных  процес-

сов  против  военных  преступников  в  1961  году  — 

с  саморазоблачениями  и  однообразными  свидетель-

ствами.  Им  следовало  издание,  с  целью  пропаганды  и 

дезинформации, книг на латышском, английском и дру-

гих языках о «преступлениях» латышей. В то же самое 

время создавался мемориал на месте нацистского кон-

центрационного  лагеря  в  Саласпилс,  который  назвали 

лагерем смерти. Он стал обязательным местом посеще-

ния для иностранных туристов. Количество заключён-

ных и погибших в лагере советская пропаганда много-

кратно преувеличила.

ЦК  Компартии  ежемесячно  получало  обзоры  о  дея-

тельности латышей за рубежом и о содержании радио-

передач  на  латышском  языке,  стараясь  уменьшить  их 

влияние  в  Латвии.  Контролировались  связи  жителей 

Латвии с латышами зарубежья. Иностранных туристов, 

особенно т.н. этнических, надзирали и выслеживали.

Page 118
background image

118

118

В то же время КГБ старался влиять и идеологически 

расколоть латышей в эмиграции. «Комитет по культур-

ным  связьям  с  соотечественниками  за  рубежом»  рас-

ширил свою деятельность. Он способствовал влиянию 

советской  культуры,  распространял  политические  и 

идеологические  материалы  среди  латышей  в  эмигра-

ции, и особенно поощрял взаимный обмен работниками 

культуры.  Для  латышей  в  эмиграции  издавали  пропа-

гандистскую газету 

Дзимтенес Балсс (Голос Родины). 

В  эмиграции  проходили  острые  дискуссии  о  жела-

тельности  этих  культурных  связей.  Защитники  связей 

подчёркивали  аспекты  творческого  вольнодумства  в 

Латвии  и  необходимость  контактов  с  родной  землёй  и 

народом.  Противники,  в  свою  очередь,  указывали  на 

то, что связи проводились в интересах оккупационного 

режима  и  под  контролем  КГБ.  Нередко  культурным 

деятелям латышей в эмиграции, которые сотрудничали 

с  комитетом,  запрещали  принять  участие  в  мероприя-

тиях латышей в эмиграции.

КАМПАНИЯ ДЕЗИНФОРМАЦИИ С ДАЛЕКО 

ИДУЩИМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ

Из многих изданий дезинформации КГБ, направленных про-

тив латышей в эмиграции и их организаций самые далеко иду-

щие последствия имела книгф Е. Авотыньша, Ю. Дзиркалса 

и В. Петерсона 

Кто такие Даугавас Ванаги? (Рига, 1962). На 

следующем году её перевели на английский язык. На самом 

деле  автором  книги  был  пропагандист  нацистского  окку-

пационного  периода  Паулс  Дуцманис,  а  целью  —  компро-

метация  латышей  в  эмиграции  и  особенно  их  руководящих 

деятелей.  Их  связывали  с  преступлениями  оккупационого 

режима националсоциалистической Германии, особенно — с 

холокостом.  Ловко  манипулируя  аутентичными  материала-

ми  и  документами,  мнимыми  свидетельствами  очевидцев, 

утверждениями,  полуправдой  и  ложью,  книга  создала  впе-

чатление,  что  многие  деятели  латышей  в  эмиграции  были 

страстными  нацистскими  коллаборационистами,  которые 

прячутся на Западе от заслуженного наказания.

Опубликованная  в  книге  дезинформация  служила  осно-

вой для возбуждения судебных процессов против большого 

числа  латышей  в  эмиграции.  Но  на  этих  процессах  только 

немногие не смогли юридически оспорить выдвинутые обви-

нения  и  представленные  оккупационным  режимом  «свиде-

тельства».  Канадский  историк  Харольд  Отто  (

Harold  Otto

пишет:  «Книга 

Даугавас  Ванаги:  Who  Are  They?  возможно, 

как  никакая  другая  книга,  дала  возможность  возбудить 

судебные процессы против военных преступников, но и при-

вела  к  самому  большому  количеству  оправдательных  при-

говоров, нежели любая другая книга.» Тем не менее утверж-

дения, выраженные в книге без понимания обстоятельств и 

анализа,  некритично  вошли  в  научную  литературу  Запада 

и  всё  ещё  отрицательно  влияют  на  общественное  мнение  и 

политическую мысль в отношении роли латышей в холокосте 

и нацистских преступлениях.

Обложка 

дезинформационного 

издания КГБ Кто такие 

Даугавас Ванаги? Внешне 

она напоминает обложку 

журнала «Даугавас Ванаги», 

который издавали латыши за 

рубежом.

ФРИЦИС МЕНДЕРС (1885–1971)

Бывший руководитель социалдемократов уже был репрес-

сирован в 40–х годах. В 1969 году, в возрасте 84 лет, его 

осудили  на  пять  лет  ссылки  в  Краславском  районе  на 

границе Латвии за антисоветскую агитацию и пропаган-

ду.  Мендера  осудили  за  передачу  антисоветской  статьи 

одному из туристов с Запада. Это было недвусмысленное 

предупреждение  жителям  оккупированной  Латвии  не 

вступать в контакты с иностранцами.

Кружка Фрициса Мендера, на которой вырезано его 

имя — Ф. Мендерс. Кружкой он пользовался, отбывая 

первый срок заключения в Мордовии с 1948 по 1956 год. 

Его осудили за связи Центральным советом Латвии. 

МО.

УРОК СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ 26

Об  идеологических  угрозах  с  Запада  и  о  кругах  латы-

шей  в  эмиграции  в 

Истории  Латвийской  ССР  сказа-

но:  «Идеологическое  воспитание  становилось  всё  более 

значительным  фактором  строительства  коммунизма. 

Необходимость усиления этой работы определяла также 

борьба  между  социализмом  и  силами  империализма 

на  международной  арене.  Идеологические  противники 

особо  акцентировали  пропаганду  идей  национализма, 

стремились подорвать интернациональную сплочённость 

и единство народов СССР, а также всех народов социали-

стического  содружества.  Западные  радиостанции  США 

и других стран («Голос Америки», «Свободная Европа», 

Радио Ватикана» и др.) непрерывно осуществляли и осу-

ществляют враждебную для Советской Латвии деятель-

ность.  […]  Особенно  активно  в  идеологических  дивер-

сиях участвуют латышские буржуазные эмигранты и их 

потомки.» (2:422)


Популярные сообщения

​​​​​​

Комментариев нет: