понедельник, 1 июня 2020 г.

ОККУПАЦИЯ БЕЗ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ


















Page 25
background image
25
25
ОККУПАЦИЯ 
42–я  статья  четвёртого  раздела  Хаагской  конвенции  от 
1907  года  о  ведении  сухопутных  боевых  действий  понятие 
«оккупация» обясняет следующим образом: «Территория при-
знаётся  оккупированной,  когда  она  фактически  находится 
под  властью  вражеских  войск.  Оккупация  распространяется 
только на ту территорию, где такое управление определено и 
может быть осуществлено.» Другие статьи Хаагской конвен-
ции  определяют  также  обязанности  оккупационной  власти 
на  оккупированной  территории.  43–я  статья  определяет,  что 
оккупационная власть «должна предпринимать всё возможное 
для  того,  чтобы  восстановить  и  обеспечить  общественный 
порядок  и  безопасность,  уважая  […]  существующие  в  госу-
дарстве  законы.»  45–я  статья  определяет:  «Запрещено  при-
нуждать население оккупированной территории давать клятву 
верности враждебной власти.» В 46–й статье сказано: «Надо 
уважать честь и права семьи, человеческую жизнь и право на 
собственность, а также религиозные убеждения и практику.» 
В  свою  очередь  52–я  статья  определяет,  что  реквизиции 
«должны  соответствовать  государственным  возможностям 
и быть такими, чтобы не обязывали население участвовать в 
военных действиях против собственного государства».
После  Второй  мировой  войны  Хаагская  конвенция  о 
защите гражданского населения в военное время была допол-
нена другими важными условиями. Это нашло отражение в 
Женевской  конвенции  1949  года.  В  её  49–й  статье  сказано: 
«Принудительное индивидуальное и массовое перемещение, 
а  также  депортация  защищённых  лиц  с  оккупированной 
территории на территорию оккупационного государства или 
территорию  любого  другого  оккупированного  или  неокку-
пированного государства запрещено независимо ни от каких 
мотивов.» В свою очередь 51–я статья запрещает оккупаци-
онной  власти  принуждать  защищённых  лиц  служить  в  её 
вооружённых  силах  и  применять  давление  или  пропаганду 
для обеспечения добровольной записи на военную службу.
Надо  учитывать,  что  в  обеих  конвенциях  речь  идёт  об 
оккупации и обязанностях оккупационной власти на оккупи-
рованной территории в 
военное время. При этом надо иметь в 
виду, что Хаагская конвенция была разработана в те истори-
ческие  времена,  когда  военные  действия  и  оккупация  терри-
тории сильно отличались от последующей практики. Пример 
тому — Вторая мировая война, которая отличалась своей осо-
бой жестокостью, а также беспомощностью почти всех между-
народных конвенций перед насилием тоталитарных режимов. 
Женевскую конвенцию 1949 года во многом можно рассматри-
вать как осуждение практики Второй мировой войны.
Чисто  формально  можно  утверждать,  что  ни  Хаагская, 
ни  также  после  войны  утверждённая  Женевская  конвенция 
полностью не распространяются на Балтийские государства. 
Хаагская  конвенция  не  предусматривала  возможность,  что 
какое–либо великое государство могло оккупировать другое 
государство  без  военных  действий,  и  только  при  помощи 
угроз  применения  превосходящих  военных  сил,  добить-
ся  перенятия  власти.  Осуществлённая  СССР  и  нацистской 
Германией оккупация Балтийских государств не была «клас-
сической»  ещё  и  в  том  понимании,  что  ни  одна,  ни  другая 
оккупационная власть не соблюдала установленные правила 
оккупационной власти на оккупированной территории.
Почему,  говоря  по  существу,  необходимо  рассматривать 
Балтийские  государства  как  оккупированные  территории  в 
период с 17 июня 1940 года вплоть до восстановления неза-
висимости 21 августа 1991 года:
 •  Ультимативное  советское  требование  к  правительству 
Латвии  16  июня  1940  года  было  косвенным  объявлением 
войны, перед которым Латвийское правительство вынужде-
но было капитулировать. В Латвии в то время находились 
советские военные базы; накануне Красная армия оккупи-
ровала Литву; у восточных границ в полной боевой готов-
ности разместилась крупная военная группировка СССР.
 •  Советские вооружённые силы незамедлительно обеспечи-
ли  полный  контроль  над  всей  территорией  Латвии.  Хотя 
военное правление в Латвии официально не было введено, 
присутствие  вооружённых  сил  обеспечивало  перенятие 
власти, создание псевдодемократических институтов вла-
сти и управления, а также присоединение Латвии к СССР.
 •  Советские  вооружённые  силы  контролировали  террито-
рию  Латвии  в  1940/41  году,  пока  её  в  военных  условиях 
не  сменила  немецкая  оккупация,  и  снова  с  1944/45  года, 
когда  советские  вооружённые  силы  вновь  оккупировали 
территорию Латвии и обеспечивали гегемонию советской 
власти  вплоть  до  восстановления  независимости  в  1991 
году.  Латвийская  коммунистическая  партия,  в  составе 
которой латыши никогда не были большинством, на про-
тяжении  всего  оккупационного  периода  контролировала 
как  государственные,  так  и  управляющие  институты, 
руководствуясь  директивами  коммунистической  партии 
Советского Союза.
 •  Германия,  завоевывая  и  оккупируя  Латвию  в  1941  году, 
не  восстановила  суверенитет  Латвии,  а  управляла  этой 
территорией  посредством  своих  военных  и  гражданских 
структур, а также, используя подчинённые им латышские 
институты управления. 
 •  Большое  число  государств  мира  никогда  не  признавало 
оккупацию  Латвии  и  её  присоединение  к  Советскому 
Союзу легитимным. Во многих государствах продолжали 
работать  дипломатические  представители.  Признавались 
действительными  выданные  этими  представителями 
зарубежные  Латвийские  паспорта.  Верховный  Совет 
Латвийской ССР в 1990 и в 1991 годах своими постанов-
лениями восстановил основанное в 1918 году Латвийское 
государство на основе конституции 1922 года.

Популярные сообщения

​​​​​​

Комментариев нет: