понедельник, 1 июня 2020 г.

Воззвание «Движения за независимость Латвии»


Page 112
background image

112

112

ГУНАРС АСТРА (1931–1988)

Астра в 60–х и 70–х годах отбыл 15 лет тюремного заключе-

ния за хранение запрещённой литературы и записей зарубеж-

ных передач. В 1983 году его снова осудили на 7 лет «за анти-

советскую агитацию и пропаганду», т.е. за распространение 

запрещённой литературы и информации. Его заключительное 

слово на суде звучит как обвинение всего латышского народа 

оккупационному режиму:

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Мне  больно,  и  я  чувствую  себя  униженным,  когда  вижу, 

что  за  огромными  и  яркими  буквами  высоко  над  фасадами 

завода  «Страуме»,  производственного  объединения  ВЭФ  и 

РЭЗ скрывается один лишь руссизм: распоряжения, приказы, 

информационные надписи, лозунги, техническая документа-

ция — всё по–русски.

Мне  больно,  и  я  чувствую  себя  униженным,  когда  мне 

приходится констатировать, что мой родной язык вынужден 

замкнуться  в  резерваты  —  в  Этнографический  музей,  на 

сцены некоторых театров, в средства массовой информации. 

Но даже от туда его медленно и убедительно вытесняет вели-

кий русский язык. 

Мне  больно,  и  я  чувствую  себя  униженным,  когда  мне 

приходится  констатировать,  что  подавляюшее  большинство 

родившихся и подрастающих в Латвии русских не осваивают 

и не хотят освоить латышский язык, что русским выпускни-

кам средних школ латышский язык является объектом изде-

вательства и насмешек, и ни один экзаменатор не требует от 

русского ученика знанания этого языка. Однако латышскому 

ученику знание русского языка строго обязательно.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Я  верю,  что  это  время  исчезнет  как  страшный  кошмар. 

Это даёт мне силы здесь стоять и дышать. Наш народ много 

страдал и поэтому многому научился, и переживёт также это 

тёмное время.

Под  давлением  общественности  Гунара  Астру  досроч-

но  освободили  в  1988  году.  Несколько  недель  спустья  он 

при таинственных обстоятельствах скончался в Ленинграде. 

Существуют подозрения, что его отравил КГБ. Схоже режим 

расправлялся также с другими диссидентами.

Воззвание «Движения за 

независимость Латвии», 

отправленное по почте и 

датированное 13 ноябрем 

1980 года: «…объединимся в 

борьбе против этого гнилым 

режимом…» Отправлен 

в период времени между 

двумя значительными, 

но запрещёнными 

праздниками: днём 

памяти участников боёв за 

свободу 11 ноября и днём 

независимости 18 ноября. 

МО.

МО.


Популярные сообщения

​​​​​​

Комментариев нет:

Сегодня в мире