понедельник, 1 июня 2020 г.

СОПРОТИВЛЕНИЕ И УПРЯМСТВО: СПОСОБНОСТЬ НАРОДА ПЕРЕЖИТЬ И ВЫЖИТЬ


Page 111
background image

111

ИМАНТС КАЛНИНЬШ (1941) 

Имантс  Калниньш  стал  уважаемым  в  народе  компози-

тором и устрашением для идеологов Коммунистической 

партии  из–за  своего  духовного  неповиновения.  В  свою 

музыку  он  включал  непривычные  для  Латвии  примеры 

современной Западной музыки. Часть его 4–ой симфонии 

была создана со словами американской поэтессы Келли 

Черри (

Кelly Cherry). Ему запретили их использовать, и 

только в 1998 году симфония прозвучала впервые. Были 

запрещены  многие  песни  композитора,  но  они  были 

популярными. После запрета они становились ещё попу-

лярнее, и их исполняли вместе с народными песнями.

Латыши под надзором милиционера собираются возле могилы 

первого Президента Латвии Яниса Чаксте. 

Латвия Сегодня.

Плакат протеста на одной из главных обходных дорог Риги  

1 февраля 1982 года.. 

Латвия Сегодня.

СОПРОТИВЛЕНИЕ И УПРЯМСТВО:

СПОСОБНОСТЬ НАРОДА ПЕРЕЖИТЬ И 

ВЫЖИТЬ

Латышский  народ  смог  пережить  годы  правления 

Брежнева, Пелше, Восса и сохранить свою идентич-

ность,  ибо  он  успешно  использовал  минимальную 

свободу, которую допускал тоталитарный оккупаци-

онный режим.

Вооружённое сопротивление национальных партизан 

против оккупационной власти закончилось в 1956 году. 

Ненасильственное  и  духовное  сопротивление  продол-

жалось вплоть до восстановления независимости.

Патриоты распространяли листовки и письма. В раз- 

личных  местах  появлялись  антисоветские  надписи, 

и  были  сорваны  флаги  СССР  и  ЛССР,  а  на  годовщи-

нах  независимой  Латвии  вывешивался  красно–бело–

красный  государственный  флаг  Латвии.  Вскоре  после  

ВИЗМА БЕЛШЕВИЦА (1931–2005)

Визма  Белшевица  была  одной  из  выдающихся  после-

военных  латышских  поэтесс  и  писательниц.  Окончила 

Литературный институт Горького в Москве. В молодости 

принимала  участие  в  комсомольской  работе,  но  вскоре 

вступила  в  конфликт  с  политикой  антинационального 

режима.  Особую  критику  заслужил  её  сборник  стихов 

Кольца  времени  (1968)  и  два  в  нём  опубликованных 

стихотворения:  «Заметки  Индрикиса  Латыша  на  полях 

Ливонской  хроники»  и  «Исторический  мотив  Латвии: 

Старая  Рига».  ЦК  Компартии  её  осудил  за  «создание 

идеологического хаоса у идеологически неопытных чита-

телей», так как в её многослойных метафорических тек-

стах можно было разглядеть осуждение существующего 

строя. КГБ дважды проводил обыск в квартире поэтессы, 

и  изъял  много  неопубликованных  материалов.  У  неё 

нашли  манускрипт  украинского  автора  Ивана  Дзюбы 

«Интернационализм  или  руссификация?».  Когда  Дзюбу 

призвали  к  ответственности,  Белшевица  свидетельство-

вала  в  пользу  осуждаемого:  «Если  писателю  ясно,  что 

его  родной  язык  находится  под  угрозой,  то  существует 

моральная  обязанность  об  этом  писать,  независимо  от 

того,  какие  будут  последствия».  Белшевице  восемь  лет 

запретили  печататься.  Запретили  также  обсуждать  её 

произведения  и  не  разрешали  даже  упоминать  её  имя 

в печати. Тем не менее, книга 

Кольца времени в народе 

пользовалась большим спросом. Её переписывали, и опу-

бликованные в ней стихи учили наизусть.

18 ноября — дня Независимости Латвии, обычно отме-

чают  день  памяти  усопших.  В  этот  день  на  Братском 

кладбище  у  образа  Матери–Латвии  и  на  Лесном  клад-

бище  у  памятника  первому  президенту  Латвийской 

Републики  Янису  Чаксте  собиралось  большое  количе-

ство людей с зажжёнными свечами.

Чтобы  ограничить  и  подавить  эти  и  другие  прояв-

ления  диссидентства  и  протестов,  КГБ  усилило  свою 

активность,  используя  ширококую  сеть  агентуры. 

Следовали обыски квартир, аресты, наказания и «пси-

хиатричские проверки».

В  поисках  путей  избавления  от  идеологического 

натиска,  развивались  латышские  науки,  культура  и 

искусство. Под прикрытием туризма и защиты природы 

молодёжь  знакомилась  с  историей  родины  и  культур-

ными  памятниками.  Настроение  молодого  поколения 

отражала также современная музыка Раймонда Паулса, 

Иманта  Калныньша  и  Зигмара  Лиепиньша.  Снова 

развивалось  фольклорное  движение,  которое  вместо 

советской псевдонародности изучало и распространяло 

настоящее культурное наследие.

Ощущению  народной  общности  способствовали  и 

её укрепляли Всеобщие праздники песни и танца. Они 

проводились через каждые пять лет и собирали большое 

количество участников, слушателей и зрителей со всех 

регионов Латвии. Манипуляции властей с репертуаром 

не  смогли  уменьшить  народный  характер  праздников. 

Особо  значительным  был  праздник  1973  года,  когда 

отмечалась  столетняя  традиция  Всеобщего  праздника 

песни и упоминались события национального пробуж-

дения. Впервые в послевоенной истории Латвии в Ригу 

на  праздник  прибыло  большое  количество  соотече-

ственников из эмиграции. После заключительного кон-

церта около ста юношей, исполняя песни, отправились 

возложить цветы к Памятнику Свободы.


Популярные сообщения

​​​​​​

Комментариев нет: