понедельник, 1 июня 2020 г.

МЕЖДУ КАБЛУКОМ И ЗЕМЛёЙ: ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА И КУЛЬТУРА


Page 110
background image

110

МЕЖДУ КАБЛУКОМ И ЗЕМЛёЙ:

ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА И КУЛЬТУРА

дениях  осмеливались  затрагивать  ранее  немыслимые 

темы. В народе особо ценили драматичные произведе-

ния  Гунара  Приеде,  Хария  Гулбиса  и  Паула  Путниня. 

Театральные билеты так же, как и хорошие книги, стали 

дефицитным товаром — на любимые постановки люди 

стояли в очередях.

Тем  временем  ЦК  компартии  Латвии  категорически 

отверг  призыв  интеллигенции  не  допускать  компро-

миссы  с  совестью,  который  был  опубликован  в  газете 

Литература ун Максла (Литература и Искусство) в 

октябре 1968 года. В нём сказано, что «каждый худож-

ник,  каждый,  кто  считает  себя  таковым,  имеет  право 

на  свободное  творчество,  в  соответствии  со  своим 

идеалом, независимо ни от кого». Представители власти 

ответили на это усилением цензуры.

Поэтесса  Визма  Белшевица  пала  в  немилость,  когда 

власти  в  её  поэме  «Заметки  Индрикиса  Латыша  на 

полях  Ливонской  хроники»  и  в  других  стихах  обна-

ружили  замаскированную  под  прикрытием  исто-

рии  критику  Москвы  и  коммунистической  системы. 

«Перерабатывать» свои пьесы заставляли Гунара Приеде 

и Ильзу Индране.

Не обошлось без более тяжких репрессий. В 1962 году  

«за антисоветскую агитацию и неосведомление» осуди-

ли поэта и переводчика Кнута Скуениекса. Из лагеря в 

Мордовии он вернулся только в 1969 году. В 1975 году 

его снова критиковали за неправильный анализ творче-

ства молодых поэтов.

Поэты во время дней поэзии. Слева: Марис Чаклайс, Эльза 

Судмале, Кнутс Скуениекс, Анда Лице, Янис Анераудс.  

Анда Лице (частная коллекция).

образование,  науку  и  культуру  подвергли  строго-

му  идеологическому  контролю  Коммунистической 

партии,  особенно  после  проявлений  вольнодумства 

во второй половине 60–х годов. однако часть ново-

го  поколения,  которое  получило  образование  уже  в 

советский  период,  не  покорилась  диктату.  Во  всём 

текущем периоде чувствовалось напряжение между 

стремлением  творческих  личностей  выразить  свою 

индивидуальность  и  художественный  протест  с 

одной  стороны,  и  попытками  Коммунистической 

партии  установить  определённые  идеологические 

ограничения — с другой.

В  городах  строили  большие  единообразные  т.н. 

«школы  дружбы  народов».  Они  были  рассчитаны  на 

более  чем  1000  детей,  чтобы  вместе  учились  дети 

латышской  и  русской  национальности.  Началась  кам-

пания  против  школ,  которые  насчитывали  менее  

400 учеников.

Уровень развития научных исследований, начиная с 

60–х годов, был высок, особенно в точных науках, кото-

рые занимались важными военными и стратегическими 

исследованиями. В общественных науках преобладали 

исследования  с  политическим  уклоном,  а  гуманитар-

ные  науки  в  большой  степени  оставались  изолиро-

ванными  от  мировых  исследовательских  тенденций. 

Специализацию и структуру наук, состав администра-

ции и научные степени утверждали в Москве.

Сопротивление  деятелей  культуры  Латвии  прояв-

лялось  в  основном  в  поддержании  бодрости  собствен-

ного  духа  и  его  завуалированном  выражении  в  своих 

произведениях.  Это  также  вдохновляло  народ  слепо 

неподчиняться  правящей  идеологии.  Широкую  при-

знательность в народе получила деятельность Общества 

защиты  природы  и  памятников,  которая  давала  латы-

шам возможность познавать свое культурное наследие 

и заботиться о нем.

Назло  идеологическому  надзору  и  цензуре 

Коммунистической  партии,  в  литературе  всё  больше 

стали  проявляться  поиски  новых  форм  и  содержания. 

Образовалась  особая  связь  и  взаимопонимание  между 

писателями,  которые  в  своих  произведениях  развива-

ли  т.н.  форму  выражения  в  метафорах  и  аллегориях 

(«язык Эзопа») и читателями, которые в литературных 

произведения искали скрытые или воображаемые под-

тексты.  Редакторы  иногда  осмеливались  принимать 

для  публикации  произведения,  надеясь  протолкнуть 

их  через  цензуру.  Особо  любимой  в  народе  была  поэ-

зия. Произведения Ояра Вациетиса, Визмы Белшевицы, 

Иманта Зиедониса, Арии Элксне, Мариса Чакла и других 

популярных поэтов печатали и распродавали в большом 

количестве  экземпляров.  В  прозе  выделялись  Албертс 

Белс  и  Висвалдис  Ламс.  В  театральной  жизни  в  60–х 

годах  тоже  начались  перемены.  Это  объяснялось  при-

ходом нового поколения режиссёров и актёров, которые  

не боялись экспериментов в постановках, а также появ-

лением  новых  драматургов,  которые  в  своих  произве-

Кнутс Скуениекс. 

МО.


Популярные сообщения

​​​​​​

Комментариев нет: