110
МЕЖДУ КАБЛУКОМ И ЗЕМЛёЙ:
ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА И КУЛЬТУРА
дениях осмеливались затрагивать ранее немыслимые
темы. В народе особо ценили драматичные произведе-
ния Гунара Приеде, Хария Гулбиса и Паула Путниня.
Театральные билеты так же, как и хорошие книги, стали
дефицитным товаром — на любимые постановки люди
стояли в очередях.
Тем временем ЦК компартии Латвии категорически
отверг призыв интеллигенции не допускать компро-
миссы с совестью, который был опубликован в газете
Литература ун Максла (Литература и Искусство) в
октябре 1968 года. В нём сказано, что «каждый худож-
ник, каждый, кто считает себя таковым, имеет право
на свободное творчество, в соответствии со своим
идеалом, независимо ни от кого». Представители власти
ответили на это усилением цензуры.
Поэтесса Визма Белшевица пала в немилость, когда
власти в её поэме «Заметки Индрикиса Латыша на
полях Ливонской хроники» и в других стихах обна-
ружили замаскированную под прикрытием исто-
рии критику Москвы и коммунистической системы.
«Перерабатывать» свои пьесы заставляли Гунара Приеде
и Ильзу Индране.
Не обошлось без более тяжких репрессий. В 1962 году
«за антисоветскую агитацию и неосведомление» осуди-
ли поэта и переводчика Кнута Скуениекса. Из лагеря в
Мордовии он вернулся только в 1969 году. В 1975 году
его снова критиковали за неправильный анализ творче-
ства молодых поэтов.
Поэты во время дней поэзии. Слева: Марис Чаклайс, Эльза
Судмале, Кнутс Скуениекс, Анда Лице, Янис Анераудс.
Анда Лице (частная коллекция).
образование, науку и культуру подвергли строго-
му идеологическому контролю Коммунистической
партии, особенно после проявлений вольнодумства
во второй половине 60–х годов. однако часть ново-
го поколения, которое получило образование уже в
советский период, не покорилась диктату. Во всём
текущем периоде чувствовалось напряжение между
стремлением творческих личностей выразить свою
индивидуальность и художественный протест с
одной стороны, и попытками Коммунистической
партии установить определённые идеологические
ограничения — с другой.
В городах строили большие единообразные т.н.
«школы дружбы народов». Они были рассчитаны на
более чем 1000 детей, чтобы вместе учились дети
латышской и русской национальности. Началась кам-
пания против школ, которые насчитывали менее
400 учеников.
Уровень развития научных исследований, начиная с
60–х годов, был высок, особенно в точных науках, кото-
рые занимались важными военными и стратегическими
исследованиями. В общественных науках преобладали
исследования с политическим уклоном, а гуманитар-
ные науки в большой степени оставались изолиро-
ванными от мировых исследовательских тенденций.
Специализацию и структуру наук, состав администра-
ции и научные степени утверждали в Москве.
Сопротивление деятелей культуры Латвии прояв-
лялось в основном в поддержании бодрости собствен-
ного духа и его завуалированном выражении в своих
произведениях. Это также вдохновляло народ слепо
неподчиняться правящей идеологии. Широкую при-
знательность в народе получила деятельность Общества
защиты природы и памятников, которая давала латы-
шам возможность познавать свое культурное наследие
и заботиться о нем.
Назло идеологическому надзору и цензуре
Коммунистической партии, в литературе всё больше
стали проявляться поиски новых форм и содержания.
Образовалась особая связь и взаимопонимание между
писателями, которые в своих произведениях развива-
ли т.н. форму выражения в метафорах и аллегориях
(«язык Эзопа») и читателями, которые в литературных
произведения искали скрытые или воображаемые под-
тексты. Редакторы иногда осмеливались принимать
для публикации произведения, надеясь протолкнуть
их через цензуру. Особо любимой в народе была поэ-
зия. Произведения Ояра Вациетиса, Визмы Белшевицы,
Иманта Зиедониса, Арии Элксне, Мариса Чакла и других
популярных поэтов печатали и распродавали в большом
количестве экземпляров. В прозе выделялись Албертс
Белс и Висвалдис Ламс. В театральной жизни в 60–х
годах тоже начались перемены. Это объяснялось при-
ходом нового поколения режиссёров и актёров, которые
не боялись экспериментов в постановках, а также появ-
лением новых драматургов, которые в своих произве-
Кнутс Скуениекс.
МО.
Комментариев нет:
Отправить комментарий