36
ВЛАСТЬ ПРОТИВ ДУХОВНОСТИ:
ОБЩЕСТВЕННУЮ И КУЛЬТУРНУЮ
ЖИЗНЬ ПОДЧИНЯЮТ КОММУНИЗМУ
Коммунистическая партия стремилась полностью под-
чинить своему контролю общественную и культурную
жизнь. Хотя президенту улманису был присуща авто-
ритетныая манера правления, латвийское общество в
целом сохранило проявления товарищеского общения
и свободы гражданского общества, которых оккупаци-
онный режим стал жестоко изживать.
Уже в первые недели оккупационное правительство
закрыло и ликвидировало независимые общественные
организации и конфисковало их имущество. На их
месте создавали организации, контролируемые Комму-
нистической партией.
Культура должна была разъяснять коммунистиче-
скую идеологию, прославлять достижения советской
системы и её вождей, призывать к классовой борьбе с
капитализмом и подавлять национальные проявления.
Создали т.н. «творческие союзы» писателей, музыкан-
тов, художников. Они должны были контролировать
и направлять творческую работу, заботиться о появле-
нии соответствующих советской идеологии льстивых
произведений, поддерживать идеологически надёжных
авторов, осуждать и «перевоспитывать» непокорных.
Государство переняло и контролировало издание
книг и печати, а также их распространение. С книж-
ных прилавков и библиотек изымали ранее изданные
книги, которые не соответствовали официальной ком-
мунистической идеологии. Книги и другие публикации
подвергались предварительной цензуре. Пресса должна
была отражать официальные взгляды и мнения прави-
тельства и Коммунистической партии.
Внешние проявления советской культуры — плака-
ты, призывы, советская символика, агитация и демон-
страции на улицах – превосходили и подавляли дости-
жения культуры независимой Латвии. Улицы, заводы и
институты переименовали именами известных русских
и советских людей.
Постановление о закрытии
товарищества Жидовского
национального фонда от
23 июля 1940 года.
Валдибас
Вестнесис, нр. 167, 1940 год.
АТЕИЗМ ПРОТИВ ВЕРЫ:
РЕЛИГИЯ ПОД ГНЕТОМ КОММУНИЗМА
основоположники коммунизма отрицали существо-
вание Бога и считали религию остатками капитализ-
ма и «опиумом для народа». Поэтому коммунистиче-
ский режим запретил публичные функции религии и
ограничил права священников. Служителей культа
и верующих подвергли репрессиям. Собственность
церквей и синагог отчуждали и обложили непосиль-
ными налогами.
Священников отстранили от выполнения социальной
роли, которую они до этого выполняли: заключение
законных браков, регистрация рождённых и умерших.
Запретили торжества религиозных праздников и уче-
ние веры в школах. Вместо религии в школах обучали
и в печати пропагандировали атеизм. В Университете
Латвии был ликвидирован факультет Теологии, её отде-
ление Православной церкви и теологический факультет
Римской католической церкви.
Церковные земли полностью зачислили в государ-
ственный земельный фонд. Решением совета народных
комиссаров Латвийской ССР от 20 марта 1941 года наци-
онализировали также собственность церквей и синагог.
За пользование движимым и недвижимым церков-
ным имуществом установили высокие налоги. Закрыли
монастыри Римской католической церкви. Подавление
католицизма особенно затронуло жителей Латгале, где
оно тесно связано с идентичностью латгальцев.
Верующих подвергли репрессиям. Депортировали
или без суда уничтожили 41 священника различных
христианских конфессий.
Доктор теологии Лудвигс
Адамовичс (1882–1942) —
профессор теологии
Латвийского Университета
и автор научных статей.
Депортирован в 1941 году,
расстрелян в 1942 году.
Е. Киплокс. Преследуемые за правду.
[США], 1993.
[США], 1993.
Памятник освобождения Латгале —
символический образ Латгальской
женщины Мары с крестом в руках,
разрушенный советами в Резекне
в 1940 году.
Страшный год. Ред. П. Ковалевскис,
О. Норитис, М. Гопперс. Рига, 1942.
Комментариев нет:
Отправить комментарий