27 января 2014. Сегодня исполняется 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда. За 872 дня целенаправленного геноцида только от голода погибло более 600 000 человек. Свой существенный вклад в истребление жителей Ленинграда внесли и коллаборационисты прибалтийских республик, многие из которых так и не понесли наказания, рассказал порталу RuBaltic.Ru историк, директор фонда «Историческая память» Александр ДЮКОВ:
- Александр Решидеович, 27 января исполняется 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Какую роль в установлении и поддержание блокады играли латышские и эстонские коллаборационисты, которых нынешние власти балтийских республик представляют как благородных борцов за свободу своего отечества?
- Для начала давайте зафиксируем один неоспоримый, но в последнее время почему-то забывающийся, факт:
массовая гибель ленинградских жителей во время блокады была преступлением, заблаговременно спланированным и последовательно реализованным нацистским руководством.
Уже 8 июля, через несколько недель после нацистского нападения на Советский Союз, начальник германского генштаба генерал Гальдер зафиксировал в дневнике: «Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом будем вынуждены кормить в течении зимы». В конце августа 1941 г. все тот же генерал Гальдер подписал адресованную командованию группы армий «Север» директиву, в которой предписывалось блокировать Ленинград, капитуляцию не применять, а попытки населения выйти из кольца блокады – «предотвращать, при необходимости с применением оружия». Месяц спустя планы нацистов относительно Ленинграда были зафиксированы в директиве начальника штаба военно-морских сил Германии: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли… Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».
Война против Советского Союза была для нацистов особой войной, войной на уничтожение; в ее рамках предусматривалось «освобождение» захваченных территорий от значительной части местных жителей путем как прямого уничтожения, так и уничтожения голодом. От голода погибали не только жители блокированного Ленинграда, но и люди, проживавшие на оккупированной территории. Ужасающий голод был организован нацистами по другую сторону блокадного кольца, на захваченной ими территории Ленинградской области.
Соответственно, правильно рассматривать участие прибалтийских коллаборационистов не в одном, а в двух преступлениях: во-первых, в собственно в блокаде Ленинграда, и, во-вторых, в организации голода в Ленинградской области.
Исследования современных историков показывают, что в непосредственное участие в блокаде Ленинграда принимало значительное число сформированных нацистами латышских формирований, в том числе:
16-й латышский шума-батальон «Земгале», сформированный в сентябре 1941 г. в Риге, уже в конце октября того же года был переброшен в Ленинградскую область. В феврале 1943 г. участвовал в боях на Пулковских высотах. В 1943 г. батальон был включен в состав 1-го латышского добровольческого полка СС.
19-й латышский шума-батальон, сформированный в декабре 1941 г. в Риге, в мае 1942 г. принимал участие в боевых действиях в районе Красного села, прикрывал Лиговский канал до г. Урицк. В 1943 г. батальон был включен в состав 1-го латышского добровольческого полка СС.
21-й латышский шума-батальон, сформированный в конце 1941 г. в Лиепае, в апреле – июне 1942 г. принимал участие в боевых действиях в районе Красного села, прикрывал Лиговский канал до г. Урицк. В 1943 г. батальон был включен в состав 1-го латышского добровольческого полка СС.
24-й латышский шума-батальон, сформированные в Лиепае, в мае - июне 1942 г. и ноябре 1942 – марте 1943 гг. действовал в районе Петергофа. В 1943 г. батальон был включен в состав 2-го латышского добровольческого полка СС.
Помимо этого, на территории оккупированной Ленинградской области с начала 1942 г. карательные функции осуществляли эстонские коллаборационистские подразделения (в одном из которых служил недавно скончавшийся Х. Нугисекс), а с лета 1942 г. – 282, 283, 283, 285-й латышские полицейские батальоны.
Эти каратели принимали участие в прямом уничтожении мирного населения. Значительный вклад в массовую гибель населения Ленинградской области внесли эстонские пограничные полки «Омакайтсе», блокировавшие границу Эстонии и Ленинградской области и, таким образом, препятствовавшие бегству мирных жителей из зоны голода. В сохранившихся в Государственном архиве Российской Федерации итоговых отчетах «Омакайтсе» эта борьба с голодающими отмечается как большое достижение эстонских коллаборационистов.
Таким образом, прибалтийские коллаборационисты внесли не слишком значительный, но, несомненно, существенный вклад в реализацию нацистской истребительной политики в отношении жителей Ленинграда и Ленинградской области. То есть – в геноцид.
- Получали ли участвовавшие в блокаде прибалтийские коллаборационисты награды, денежные пособия или какое-либо другое поощрение от властей нацистской Германии?
- Разумеется, получали. Были военные награды, было повышение в званиях, были благодарности. Один коллекционер показывал мне как-то благодарственную грамоту, выданную военнослужащему эстонского полицейского батальона за участие в блокаде…
- А от властей нынешних балтийских стран эти люди что-нибудь получили?
Ну, это было бы страшным скандалом.
За участие в блокаде этих людей, разумеется, не награждают, этот эпизод прочно вытеснен из общественной памяти прибалтийских стран. А вот за участие в боях против Красной Армии – награждают.
Уже поминавшийся мною эстонский эсэсовец Харальд Нугисекс, был в свое время награжден президентом Эстонии Леннартом Мери почетным знаком «Надломленный василёк». Более высоких наград Эстонской Республики Нугисекс не получил лишь потому, что эстонские власти осознавали: на Западе подобного награждения эсэсовца не поймут.
- Остались ли еще в живых выходцы из Прибалтики, участвовавшие в блокаде Ленинграда? Требует ли суда над ними Россия или международные антифашистские организации?
- Скорее всего, остались. Однако, увы, эти люди до сих пор не установлены. А жаль: блокада являлась геноцидом, а подобные преступления не имеют срока давности. Осуждение прибалтийских соучастников нацистского геноцида было бы чрезвычайно важно и для России, и для современных государств Прибалтики. Надеюсь, что международные антифашистские организации обратят внимание на это направление работы.
Участвовавших в Холокосте разыскивают до сих пор; почему же ненаказанными остаются участвовавшие в блокаде? Уверен, что среди ныне живых эстонских и латышских ветеранов Ваффен СС и полицаев таковые есть.
Александр Носович
В Эстонии открыли позолоченный бюст эсесовца Харальда Нугисекса.
Несколько лет назад, помнится, в Таллинском городском музее открылась выставка «Знаменитые таллинцы». И среди композиторов и художников вдруг замаячил портрет главного нацистского идеолога Альфреда Розенберга… Когда вполне предсказуемо разразился скандал, директор музея никак не мог понять: ну что не так? Ну знаменитый же? Таллинец! Портрет в конце концов убрали, но это стоило нервов.
Не то, чтобы в сельской школе эстонского поселка Лаупа играли под таких же дурачков… Там просто столичные игры с крестьянской прямотой приняли за чистую монету. И к 95-летию самого своего знаменитого выпускника – обершарфюрера Харальда Нугисекса, умершего два с половиной года назад, открыли золотой бюст! В присутствии вдовы, патриотически настроенных старичков и школьников с серьезными лицами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий